Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
«Комната отдыха»
закрытый телеграм-канал Татьяны Манухиной
продолжительность: одна тема — 30 дней
формат: 8−10 мини-рассказов 25−50 минут
дополнительные материалы: изобразительный материал, комментарии и объяснения
доступ: лекции остаются с вами навсегда! вы смотрите материалыв любое время и в любом месте и наслаждаетесь
стоимость: любая из тем в «Комнате отдыха» — 2000 ₽. Присоединиться можно в любое время.
Тема: «Отцы и дети»
декабрь 2025 — старт 3 декабря
Декабрь всегда суетливый: хочется в предновогодней гонке все успеть, не оставлять на следующий год, доделать то, что откладывал предыдущие 11 месяцев)) А еще это время, когда особенно важно чувствовать поддержку родных и близких. Поэтому мне захотелось декабрьскую «Комнату отдыха» провести в теплом семейном кругу, а потому я выбрала тему «ОТЦЫ И ДЕТИ», и весь месяц мы будем говорить о знаковых династиях художников!
Абсолютно согласна с утверждением, что именно в детстве закладывается тяга к прекрасному. А еще, что творческие способности передаются по наследству. С мнением, что на детях великих природа «отдыхает» я готова настойчиво спорить. Но лучше ведь не пускаться в дискуссии, а убедиться в этом на примере историй зарубежных и российских художественных династий.
Герои месяца — художники от времен западного средневековья до нашего авангарда:
▪️братья Лимбурги, создавшие одну из самых прекрасных иллюминированных рукописей в истории — Великолепный часослов герцога Беррийского;
▪️клан Беллини и Андреа Мантенья — величайшие мастера эпохи Возрождения, будучи не только современниками, но и родней, они влияли друг на друга, а вместе с тем прославляли искусство Падуи, Мантуи и Венеции;
▪️Брейгели — мои любимчики. Картину Брейгеля узнать легко. Но вот вопрос: какого именно Брейгеля? Эту фамилию носила целая династия фламандских живописцев эпохи Возрождения, творивших на протяжении 150 лет: Мужицкий, Адский, Бархатный — научимся различать;
▪️братья Чернецовы — два незаурядных виртуозных мастера XIX столетия, современники Пушкина. Главной страстью братьев были путешествия, именно с ними связана значительная часть их художественного наследия: панорамы Волги, стран Европы и Ближнего Востока. Будет, чему удивиться!
▪️Саврасов и его внебрачный сын Моргунов — оба Алексеи, и оба с трагическими судьбами. Если про первого мы знаем достаточно, то вот забытого художника-авангардиста Алексея Моргунова я вам представлю, думаю, впервые. Пионер новой живописи, друживший с Малевичем, совсем недавно был «переоткрыт» для зрителей;
▪️Василий Суриков и Петр Кончаловский (и немножко Михалковых) — два мира, две совершенно разные эпохи в искусстве — передвижничество и авангард. Но при этом — совместные поездки в Сибирь на родину Сурикова в Красноярск, а также в Европу — в Германию, во Францию, в Испанию, общие взгляды на классические произведения, работа плечом к плечу и в художественной студии в Париже, и на этюдах в путешествиях.
Будет очень много искусства и теплых семейных историй, приходите ♥️
историк искусств, перевожу с профессионального искусствоведческого на простой человеческий
Моё близкое знакомство с «большим» искусством произошло в 2012 году в Вене, где я волей случая попала на выставку «От Моне до Пикассо». И жизнь разделилась на «до» и «после».
Будучи по первому образованию юристом, в 2017 году я переехала в Хабаровск, где вместе с подругами основала наш авторский проект «Лимонарт», параллельно поступив на должность научного сотрудника в Дальневосточный художественный музей.
А дальше жизнь моя повернулась на 180 градусов: поступление на второе высшее в Академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, переезд в другой город, создание собственных культурных проектов, курсовые, практические занятия в музеях, общение с корифеями искусствоведения и, как результат, диплом об окончании Академии художеств с отличием.
В 2025 году я вернулась в Хабаровск уже профессиональным историком искусств, мечтающим влюбить в искусство как можно больше желающих.
Доступ в закрытый телеграм-канал Татьяны Манухиной «Комната отдыха»
Заполните форму, я свяжусь с вами в течение суток
Мир искусства
«Мир искусства» — это художественное объединение живописцев России, расцвет деятельности которого пришелся на первое десятилетие XX века. Представьте, где-то между трагизмом и мрачностью передвижников и ломающим академические устои авангардом в России конца XIX века сформировалось сообщество художников, тяготеющих к КРАСОТЕ в классическом понимании этого слова.
Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Дмитрий Философов, Валентин Серов, Евгений Ланесере, Константин Сомов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Леон Бакст, княгиня Мария Тенишева, меценат Савва Мамонтов и другие — столько великих умов стояло у основания общества! «Мир искусства», хоть и просуществовал в рамках первоначальной идеи всего чуть более десятка лет, успел стать решающим фактором в созревании и становлении русского модерна.
Говорим о великом импрессарио Сергее Дягилеве и его детище – Русских сезонах, прославивших отечественное искусство на весь мир. Это самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год.
Сергей Дягилев – гений, организатор, истинный человек искусства. Через оперу и балет он рассказывал Европе и Америке об отечественной культуре с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями.
«Команда» Русских сезонов была блистательна, и все, что она делала, как нельзя лучше отвечало духу времени. На лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы.
Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой. В этот месяц мы унесемся в Париж начала ХХ века, познакомимся с величайшими танцовщиками, хореографами, художниками и композиторами, которые создавали настоящее чудо.
О величайшей и скандальной династии Италии, королях и римских папах, а также о художниках эпохи Возрождения, создававших для Медичи вечные произведения искусства. Что нас ждет?
Коварство и интриги, убийство и месть, заговоры и любовные истории — все это окружает великие заказы Медичи. На них работали Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли и многие другие гении Ренессанса, они финансировали строительство храмов и покровительствовали искусствам, выставляя напоказ свое высокое положение и богатство, накопленное благодаря семейной банковской империи.
Да, про потолок Сикстинской капеллы, конечно, тоже рассказываю.
Эти художники — самая яркая страница в истории искусства Англии. И это безумно красиво, еще бы — ведь мы будем изучать искусство настоящих отчаянных романтиков! Они — первые авангардисты, сотворившие революцию в искусстве, их имена сегодня вписаны в зал славы: Данте Габриэль Россетти, Уильям Хант, Джон Эверетт Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Уолтер Крейн и Джон Уильям Уотерхаус.
А еще обратимся к произведениям Данте и Петрарки, восхитимся мифами и историями куртуазной любви эпохи Средневековья, насладимся изображениями прекрасных рыжеволосых красавиц и даже поговорим о рождении дизайна.
Самая академическая тема, посвященная эпохе формирования величайшего искусства. Античность подарила нам плеяду великих философов, математиков, географов, астрономов, писателей, мыслителей, лекарей, инженеров, физиков, ораторов, и, конечно же, архитекторов, художников, скульпторов. О чем пойдет разговор:
— разберемся, откуда взялись те каноны красоты, которые восхищают нас уже много тысяч лет, — что греки и римляне считали красивым, и как они украшали мир вокруг, — куда ж без Геркулеса, Ахиллеса и богов, ведь античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии, — о грозных и великодушных правителях, поощрявших искусство, — о самых известных художниках и скульпторах того золотого времени, — посмотрим на легендарные античные образы — от Венеры до Лаокоона, знаменитую вазопись, ну и, конечно, на мою любовную любовь — мозаику, — пройдемся по коллекции Эрмитажа, ведь античность ближе, чем кажется.
Мы так мало знаем о женщинах, оставивших свой след в искусстве, ведь у прекрасной половины человечества в течение нескольких столетий просто не было никакой возможности получить художественное образование наравне с мужчинами, и в обществе им отводилась совсем иная роль. Но не все так грустно: в последнее время произошло много переоткрытий женских имен, и, как выяснилось, на самом деле история знает немало дам, которым удалось развить свой талант и оставить после себя впечатляющее наследие.
Пропутешествуем с XVI века до наших дней, побываем в разных странах, посмотрим на живопись, графику, скульптуру, созданные великими женщинами. Сильные и хрупкие, романтичные и правдивые, но главное - невероятно талантливые! Каждая героиня - бриллиант, от Елены Поленовой до Луизы Буржуа. Очень душевные рассказы!
Искусство XVIII столетия отражало передовые идеи всей эпохи, в том числе эпохи Просвещения, о которой тоже говорим. Вас ждет разбор восьми ключевых работ столетия (от живописи до скульптуры) с рассказами об авторском почерке, идее, контексте создания и, конечно, значении для последующего развития искусства. Мы познакомимся с Рокотовым, Левицким, Боровиковским, Шубиным и другими величайшими художниками. Ну, а бонусом послужит лекция о создании моей alma mater — Императорской Академии художеств.
Цикл поможет заложить ФУНДАМЕНТ в понимании отечественного искусства.
Русское искусство первой половины XIX века (золотой век русского искусства)
Ни одна эпоха больше не дала в области пластических искусств такого сочетания крупных художественных индивидуальностей при таком тематическом и жанровом разнообразии. Кипренский и Щедрин, Брюллов и Иванов, Венецианов и Федотов. Окунемся в истории создания легендарных работ: от «Последнего дня Помпеи» до «Явления Христа народу» и великолепнейшего архитектурного «русского чуда» — Казанского собора.
Ярчайшая и сложнейшая веха в истории художественной жизни России.
Вы только вспомните: Перов, Саврасов, Крамской, Шишкин, Верещагин, Суриков, Репин! Имена этих и других звезд знакомы каждому из нас с детства. Ну, а кто не помнит «Бурлаков», «Грачи прилетели» или «Утро стрелецкой казни»? Но почему вдруг (или не вдруг?) «случилось» такое искусство — искреннее, без прикрас и выдумок?
Разберемся с причинами, подтолкнувшими художников к совершенно новому явлению, — реализму. Узнаем, что же и куда передвинули передвижники. И поговорим о тех, кто их поддерживал
Говорим о художниках, кто вдохнул в зачерствевшие каноны академической живописи воздушность, мимолетное настроение и сочные краски, искусство которых и вправду сравнимо с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби.
Разбираемся, почему именно во Франции 2ой половины XIX века появляются импрессионисты; чем вдохновлялись и у кого учились; что происходило вокруг их творчества и почему оно считалось революционным; почему Эдуард Мане — важнейшая фигура эпохи (хотя сам художник всегда позиционировал себя как независимого живописца и не участвовал в выставках импрессионистов); как работалось «великой леди» импрессионизма среди мужского большинства.
Говорим о тех, кто отказался от эстетики импрессионизма и реализма в пользу новых направлений, основанных на контрасте цветов и технике рисунка, шагнул дальше и создал совершенно новое явление в искусстве: Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек — эти 4 суперзвезды искусства — герои, смельчаки и бунтари.
Каждый из мастеров-постимпрессионистов работал самостоятельно и искал свой собственный путь. И каждому герою мы уделяем целую неделю, чтобы глубже нырнуть в его творчество и разобраться, что же такого гениального они привнесли в этот мир, изменивши его раз и навсегда, ведь их открытия стали источником для пуантилизма, символизма, модерна и других направлений живописи начала XX века.
Изящество, легкость, игривость, гедонизм и гламур XVIII века желаете? Тогда зову вас погрузиться в эстетику самого беззаботного направления в истории — РОКОКО! Фрагонар, Буше, Ватто, Фальконе, а также маркиза де Помпадур и мадам Дюбарри, одетые по последней моде (и о ней тоже поговорим!) станут героями наших разговоров.
В работах художников эпохи нет места старости, уродству или острым социальным проблемам — только вечная молодость, красота и грация. Окунаемся в элегантный мир рококо, слушаем о его истоках, особенностях и том неизгладимом следе, который он оставил в искусстве, ведь без рококо мы бы не увидели работы французских романтиков (Делакруа и Жерико) и даже импрессионистов!